АКМЕ-Дизайн - публикации - Владимир Качков "ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЧАТЫН. ЗИМА 2002."

о фирме | каталог | прайс | контакты | публикации

7. Напротив
Щуровского

Владимир Качков

ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЧАТЫН. ЗИМА 2002.

Шел снег. Мы с Тенгизом ехали по вечернему городу. Время уже полдевятого, а мы двигались в противоположную от дома сторону. Задуманная нами экспедиция с каждым днем отнимала все больше и больше времени. Постоянно присутствовало чувство, что мы что-то забыли включить в списки или что-то не продумали. Вообще, зимние восхождения требуют особой подготовки одежды, снаряжения, аптеки и питания.

Успех восхождения зависит от каждой мелочи. К сожалению таких мелочей очень много и наступить на грабли очень легко. Поэтому пока еще есть время, мы пытаемся по максимуму его использовать и продумать все детально. Итак, на ночь глядя, мы приехали к Сэму в "Акме". Он терпеливо выслушивал мои бредни и, перечеркивая на бумаге эскизы, предлагал свои варианты. Сложно придумать что-то хорошее, чаще получается наоборот. Тем не менее, потратив уйму времени, нам удалось реализовать некоторые идеи. После Сэма мы зашли к Мише Бакину, он прочитал нам лекцию для начинающих докторов. Зимой к аптеке особые требования - ведь на морозе многие лекарства замерзают. Слава Богу, все это не пригодилось.

Подготовка шла полным ходом. Утром в "Red Fox", днем в "МиниРэдио" и редакцию журнала ЭКС, вечером в "Акме", а ведь еще нужно заехать в "Ирбис". Голова шла кругом. Время не растянуть. И вот мы на московском вокзале. Нас провожают жены и друзья. В процессе беседы выясняется, что у нас на троих два спальника. Где третий спальник?! Понять ничего не можем, времени нет, до отправления поезда 30 минут.

Решение приняли моментально. Побежали к "Ниве" Лени Примака. Леня ехал как Шумахер, а я включил таймер на 12 минут, чтобы определить точку возврата. Ехали ко мне домой за старым спальником. Куда подевался третий спальник нам выяснить так и не удастся - даже по окончанию экспедиции. Чудеса какие-то. Второе чудо это то, что мы успели на поезд - а ведь я живу на площади Репина.

На перроне выслушали напутственные речи провожающих - про закрученные муфточки на карабинах и осторожность на лавинных склонах. Только после того как тронулся поезд, смогли расслабиться. Потому что уже ничего нельзя было изменить. Железные колеса поезда укачивали нас монотонным стуком. Два дня пролетели незаметно, и мы оказались в Мин.Водах.

Выгрузив на перрон кучу вещей мы были атакованы таксистами - отстойщиками, которые за 2500 рублей были готовы довезти нас до поселка Эльбрус. А дальше ??? А дальше крутой подъем и лавина, и они не поедут. Так нам объяснил Борис Хасенович - водитель который нас встречал. Очень приятный человек. Большой водительский стаж и любовь к своему делу сочетались в нем гармонично. Доехали мы быстро - всего за четыре часа двадцать минут.

В а/л "Шхельда" свободных мест не оказалось. Мы узнали, что наши знакомые ребята из Петербурга живут на КСП. Решили остаться с ними. Полночи мы слушали ужасные истории про сильный ветер, снег и глубокую пещеру с удобствами на Верхних Немецких, которую они копали в жуткую непогоду. Наутро все шестеро погрузились в микроавтобус и отправились домой. После их отъезда мы пожили в этой комнате на КСП еще несколько дней и нас вежливо попросили покинуть апартаменты. Переезжать в помещения а/л "Шхельды" мы не торопились, так как там жили пионэры устраивающие по вечерам дискотеки с бесконечной техно-лезгинкой до двух часов ночи. А у нас подъемы в пять утра. Но не техно-лезгинкой мы были обеспокоены. У самарцев, приехавших на двух своих машинах, украли рюкзак со снаряжением и ключи от машин. Как всегда крайних нет и вещей тоже. Поэтому каждое утро, выходя в высокогорную зону, мы паковали вещи которые оставались в базовом лагере и относили их на КСП.

Первый выход дался нам тяжело. Принятое накануне решение - взять максимум груза - было не самое логичное. Первый выход - и сразу с ночевкой и, естественно, с бивуаком по полной программе. В итоге мы смогли дойти только до Балтийских ночевок. Вырыли пещеру в небольшом надуве. Мороз на "улице" - 28, в пещере - 17 . Приготовить на газу быстро не получилось. Хорошо, что с нами был примус "Огонек" который больше напоминал ракету на форсаже. Кастрюли с кашей и чаем закипали за пять минут.

С вечера вырытая пещера к утру просела. Сидеть в ней стало невозможно. С трудом приготовили завтрак и стали двигаться в сторону Немецких ночевок. На Немецких тоже вырыли пещеру и оставили заброску. В этот же день стали спускаться вниз. Спускались на лыжах с наклеенными камусами. Жалкое зрелище. Ноги на ширине плеч. Лыжи поставлены в плуг. Разойдись!!! Экстремалы едут. 25 метров - и падение. Лыжи на камусах не кантуются, от этого все проблемы. Камуса снять боимся, обратно на морозе они не приклеются, а есть еще места, где нужно преодолевать подъемы. От этого и вся эта чехарда, да и лыжники мы еще те. Все-таки спускаться, даже с привязанными к ногам лыжами, легче, чем подниматься. Вечером были в лагере. После 28 градусов мороза в ущелье, в комнате, где мы жили, было очень тепло, хотя в ней всего было +9 градусов. Спать приходилось в одежде. В день отдыха, занимали себя уроками кройки и шитья.

Порой кажется, что альпинизм и иголка с нитками - вещи неразделимые. Это отличительная черта советского альпинизма. Трудно себе представить продвижение альпиниста по склону без набора для кройки и шитья. Теперь уже можно открыть тайну - все чего хотелось, так и не пришили. Оставили на следующую экспедицию.

В восемь часов утра пики Шхельды были озарены солнечными лучами. Описать эту красоту невозможно. Фотографии тоже не получились, хотя пленки извели очень много. До грота у Улыбки Шхельды мы ходили пешком с лыжами пристегнутыми к рюкзаку. У грота мы выпивали по чашечке чая и дальше шли на лыжах. Почему-то именно у грота было очень холодно. Там было какое-то дуло. Может быть это из ледяной пасти грота так разило. Дальше вверх по морене как-то получше было. Без лыж зимой никуда. У меня в один из дней отвалился камус - и все. Я проваливался в снег по самую развилку. Хорошо, что Тенгиз примотал камуса к лыжам стропой, и я кое-как дошкрябал до цели.

Тенгиз

Мы продвигались медленно, но верно. С трудом нашли пещеру на верхних немецких ночевках. Ребята нам оставили тур у входа высотой около метра. Ветром и снегом так все заасфальтировало, что невозможно было понять с какой стороны этого тура копать . В итоге полтора часа бороздили, пока не учуяли запах русских селений. Пещера была сделана с размахом. Тебе нары слева. Тебе нары справа. Тебе коридор в полный рост. Тебе помещение для рюкзаков и комната отдыха для пищевых отходов. Одним словом пещера- роскошная . Спасибо ребятам!

От Верхних Немок до выхода на перевал мы потратили полтора часа с провеской перил. Потом ходили за час. Пока копали пещеру на перевале Ложный Чатын - в этот день погода была отличная - Тенгиз поджег себе глаза, хорошо вовремя спохватился, и все обошлось. Спускаясь в лагерь, думали о том, что в следующий выход уже сможем начать восхождение. Даже сообщили об этом в "Риск-он-лайн".

И мы действительно 18 января вышли. Но уже к полудню на небесах творилась какая-то ерунда. Облака как белокрылые лошадки скакали по вершинам. Над пиком Кавказ и Ушбой стояли полукруглые радуги - я даже на камеру заснял. В общем даже козе было понятно, что погода портится. А мы двигались вперед надеясь что за перевалом будет чудо. Но чудо застряло на улыбке Шхельды, а за перевалом видимость порой была всего 15 метров. Просидев два дня , мы почувствовали безысходность, которая была явно выраженной и бесперспективной.

На третий день решили сходить за продуктами в базлаг и отдохнуть. Начали движение. Вышли на перевал для спуска. Ураганный ветер просто валил с ног. Закрались сомнения, что сможем в такую не погоду дойти до базового лагеря. Даже повздорили с Тенгизом на эту тему. Потом, взяв бивуачное барахло, (горелку, газ, кастрюли, спальники и еду) двинулись вниз. Спускались быстро. С каждым десятком метров было легче. Внизу погода была спокойнее чем наверху. У Немецких встретили двух москвичей - Петра и Евгения, которые поднимались наверх. Мы предложили им свою пещеру. Они не отказались. Надеемся, что она им помогла.

После Балтийских ночевок погоду как будто переключили. Куда-то пропали снег и ветер. Но стоило оглянуться назад, и сразу становилось ясно - куда. Все ущелье было окутано густым облаком.

Двадцать второго числа отдыхали, кушали шашлык в кафе у Османа. Погода в ущелье не улучшалась, засевшая туча рассеиваться не хотела. Двадцать третьего с утра встали не рано и выходить никуда не собирались. Когда вышли на улицу, всем на удивление небо было безоблачным. Нам ничего не оставалось делать, как забросить часть груза до Балтийских ночевок.

Володя

На следующий день вышли в ущелье. Вечером были на перевале и обсуждали завтрашний выход под стену. Вещи под стену занесли за две ходки. Выкопали пещеру под бергшрундом у начала маршрута. Ночью пещера просела, после чего было не до сна. С утра выйти рано не получилось, переходили из горизонтали в вертикаль. Быстро не полезлось, баул тяжелый, да и мы больше были похожи на тяжелую кавалерию, чем на легких лучников.

В первый день работал впереди Тенгиз. Я пытался снимать кино. Пока Тенгиз лез по льду, снимать получалось, а когда вышли на скалу "ленфильм" закончился. Нескончаемым потоком по камину текла снежная река. Смотреть вверх было невозможно, а камеру доставать даже мысли в голову не приходило. Первый день отпечатался глубокой синевой у Тенгиза на пальце, по которому он засветил сразу же, как достал скальный молоток. В последствии этот палец с синим ногтем прозвали пальцем Бонатти . (За несколько дней до этого случая в пещере Тенгиз рассказывал про героическое восхождение Бонатти, которое он совершил с аналогично-разбитым пальцем).

На ночевку стали в 16.30. Для безопасности платформу пришлось устанавливать в стороне от маршрута, на что потратили час времени. Столько же времени было потрачено и на следующий день с утра - чтобы вернуться обратно. Хотя встали мы рано, а работать первым я начал в десять тридцать. Камины были забиты плотным снегом, спрессованным ветром. Пока не расчистишь, не сделаешь шагу вверх. При таких раскопках случаются обвалы снежной массы кг на 50 и больше. Так меня едва не сбило в пропасть, еле успел фифой за рельеф зацепиться. Хорошо, что маршрут богат расщелинами и зацепками.Второй день работы закончился в 17.30. Пройдено 70 метров - два участка. Ночевку организовали веревкой ниже. Спать было комфортно, хотя за бортом минус 25 градусов.

Утро началось с движения по перилам. Собрались на станции. Тенгиз начал работать. Пошел на траверс. Поставил скайхук на рельеф. Дальше забил крюк попытался прошелкнуть оттяжку и рельеф, на котором стоял скайхук оторвался. Тенгиз повис на веревке, пролетев маятником пару метров, а я уперся каской в стену после рывка. Самое интересное, что на этом же месте уходя по перилам наступил на грабли и я. Решил сэкономить крюк. Уходя на траверс, это знает каждый, нужно оставить точку, продеть через петлю веревку и, выдав себе ее в необходимом количестве, сделать маятник. Я крюк решил не оставлять. Накинул петлю на выступ. Проверил его, нагрузив всей своей массой, выщелкнул самостраховку и хотел вщелкнуть цепь с молотком в крюк, чтобы выбить его. Чувство свободного падения. Я, как пикирующий бомбардировщик, летел маятником метров десять, широко размахивая руками и ногами, с ревущим набором нецензурной брани. Удар был равномерный по всей спине. Хорошо стена была идеальная - как раз по спине даже с выступом под осанку. Зацепил стену еще и локтем, который потом долго болел, но работать не мешал.

Тенгиз пройдя в этот день два участка готовил место для платформы. Сумбурно начавшийся день уготовил нам очередную пакость. Усевшись поудобнее для приготовления пищи, были неприятно удивлены тем, что горелка отказалась зажигаться. Газ из баллона идет. Горелка не горит. Понять не можем. На градуснике минус 26 градусов. Чешем репу и изучаем тонкости конструкции горелки. Нашли причину. Оказывается, замерзла трубочка на повороте у самого рассекателя. Дальше все по схеме. Суп, каша, сало, чай и спать.

На следующий день температура была минус 28. Хорошо, что не было ветра. В этот день вылезли на Абалаковскую полку и поставили платформу прямо у контрольного тура. Платформу ставили уже в темноте. Поставили горбато. Стропы перетянули. Тенгиз весь вечер умирал от клаустрофобии. С утра минус 26 и ветер. По стене катились пылевые лавины. Решили продолжать движение наверх. С каждой веревкой на маршруте снега все меньше. Тенгиз решил работать без кошек. Судя по его темпу, это было оправданно. Тенгиз отработал веревку и замерз в хлам. Обсудив ситуацию по рации решили пересидеть непогоду в платформе.

На следующий день градусник нас расстроил - минус 30. Ветер сходил с ума. Налетал на платформу мощными порывами. Его было слышно как приближающуюся электричку - за несколько секунд до появления. В этот день мы даже из спальников не вылезали. Смысла не было. Пытались стратеговать. Делили оставшуюся часть продуктов на большее количество дней и надеялись на продолжение восхождения, но у природы свои планы и, похоже, с нашими никак не совпадали.

На следующий день видимость не улучшилась, и ветер не стих. Пересидели и этот день, коротая время беседами по рации с Гришей, оставшимся на перевале в качестве наблюдателя и ретранслятора с КСП. Ситуация у него была невеселая. Во-первых, он был один, во-вторых, его пещеру постоянно засыпало снегом. Он, борясь за жизнь, каждый час откапывался. С горя хотел выпить, но в бутылке, где должен был быть самогон, оказалась вода. Горевать приходилось на трезвую, а у нас заканчивались продукты.

Мы понимали, что нужно двигаться. Трудно поворачивать назад, когда столько сил потрачено на подготовку . Все-таки спускаемся. Переживаем, чтобы в такой ветер веревки при продергивании не завязало в узел. Спусковые станции все древние, оставляем местами свои петли и крючья. Доехали донизу. Пещеру не найти. Ковырялись больше часа, прежде чем нашли оставленный рюкзак. Ледник Чаалат изменился. На нем лежали огромные сераки, которых не было, когда мы шли на верх. Пока паковали свои кульки, видимость ухудшалась. Пришлось двигаться по показаниям навигатора. До пещеры на перевале добрались в темноте. По пути облегчились и бросили на склоне часть снаряжения у провешенных перил.

Гриша нас встретил горячей рисовой кашей с тушмясом приготовленной в "клавке", естественно после восьми дней облегченного питания, эта каша была самая вкусная на свете. С утра пошли за оставленными вещами. Подойдя к перилам (у нас были связаны две веревки) вщелкнул жумар, и продолжил движение. На середине веревки склон поплыл, затаскивая меня пучину. Лыжные палки улетели сразу, а я барахтался и старался не утонуть. Лавина медленно и настойчиво давила своей массой пытаясь оторвать меня от веревки. Хорошо, что она была закреплена к ледобуру. Как потом выяснилось, он погнулся на 45 градусов. Когда все это закончилось, оказалось, что баул с нашими вещами лавина приволокла ко мне.

Дальше по склону двигаться не хотелось. Я решил бросить вторую веревку, развязал узлы и стал подниматься вверх. В этот день решили больше никуда не ходить, к тому же видимость окончательно пропала. Для отхода в базовый лагерь встали рано. Погода была ясной, морозной и ветреной. В пещере было не собраться, поэтому все вещи вытащили на улицу. Паковались на свежем воздухе. Рюкзак был таким тяжелым, что после пяти минут ходьбы под ним, мне казалось будто бы у меня росли ослиные уши и хвост (копыта набили еще на подходе), а ведь на вечерней связи с КСП Витя Смирнов предлагал нам свою помощь. Мы от нее благополучно отказались, о чем все двенадцать часов пути жалели.

На "немецких" ночевках встретили крымчан Диму и Лешу. Попили с ними чаю. В беседе узнали, что они хотят совершить восхождение на пик Щуровского. В итоге проболтали за чашкой чая целый час светлого времени. Все снаряжение до лагеря так и не донесли. Часть оставили у грота. В лагере встретились с питерским сбором, пили чай и ели разные вкусности . На следующий день Тенгиз и Гриша пошли за вещами, а я занимался подготовкой к отъезду.