На главную страницу
о фирме объекты мастерская клуб

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТОБЫ ПОМОЧЬ «АНГЕЛУ», НАДО БЫТЬ НА ВЫСОТЕ

Андрей Михайленко, Роман Гулевич
Журнал "Дизайн и строительство" №4 (18) 2002

300-летие Санкт-Петербурга стало серьезным испытанием для реставраторов. На их долю выпали беспрецедентные по масштабам, сложности и ответственности работы по сохранению культурного наследия. Одна из них – реставрация Собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, построенного великим Д. Трезини в 1712–1733 гг. в Петропавловской крепости.
Этот шедевр раннего барокко с тонким золоченым шпилем колокольни, увенчанным фигурой «Ангела» с крестом, давно стал одним из символов нашего города и петровской эпохи.

Сложность работ на этом памятнике вызвана проблемами, накопившимися за долгую и драматичную историю его жизни: собор не раз горел (1735, 1748, 1756 гг.), перестраивался (1756–1780, 1857–1858 гг.), неоднократно и не всегда удачно реставрировался.
Как известно, колокольню собора возвели в 1721 г., а в 1724 г. на ней появился деревянный шпиль, конструкцию которого выполнил Х. ван Болес. Пожар 1756 г. имел катастрофические последствия: сгорели не только деревянные конструкции купола, шпиля и крыши собора – в его стенах появились трещины*. Через год его отремонтировали, но колокольню пришлось разобрать сверху до окон первого яруса; восстановили ее только через 20 лет.

* по некоторым данным трещины могли появиться еще раньше из-за неравномерности осадок собора и колокольни, чьи фундаменты не связаны между собой

В 1857–1858 гг. по проекту замечательного русского ученого и инженера Д. И. Журавского подгнившие деревянные конструкции шпиля заменили металлическими; с новым шпилем высотой 40 м, покрытым позолоченными медными листами, увенчанным крестом и фигурой «Ангела», парящего над городом, собор достиг высоты 122,5 м, оставаясь и сегодня главной архитектурной доминантой и одним из самых древних памятников города.

В годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. собор сильно пострадал при обстрелах и бомбежках, поэтому весной 1956 г. начали первую его серьезную реставрацию силами cпециальных научно-реставрационных мастерских под руководством арх. И. Н. Бенуа и начальника строительного участка С. П. Стогова. Реставрационные работы тогда не затрагивали конструкций флюгера «Ангел» и шпиля собора – проводилось только его золочение.

Реставрацию конструкций шпиля проводили в 1975–1978 гг.


Следующие реставрационные работы (1991–1996 гг.) предусматривали золочение креста, фигуры «Ангела» и части облицовки шпиля, а также ремонт поврежденного поворотного механизма флюгера.

В 1999 г. реставрация объекта была продолжена (см. «ДиС», №№ 1, 3/2001 г.). В июле 2001 г. для работ на колокольне собора специалисты ООО «Строй-Вест», АОЗТ «Алума-Системс-Монолитстрой корп.» и ЗАО «Акме-дек» разработали проект устройства лесов, уникальных по сложности и не имеющих аналогов в России. Тогда же ЗАО «Акме-дек» – генеральный подрядчик по реставрации собора – приступило к их монтажу. Казалось, что предстоящие ремонт металлического каркаса и медной обшивки шпиля, а также восстановление ее позолоты, ремонт внутренней металлической лестницы, ремонт трех циферблатов, доломитовой облицовки звонницы будут исчерпывающе выполнены в утвержденные сроки.

Но еще при разработке и согласовании проекта возникли опасения: не станет ли возведение лесов угрозой для сохранности шпиля и собора в целом? Учитывая уникальность и сложность задачи, а также наличие трещины в стене собора, существующей уже более 100 лет, проектные расчеты были проверены в 2001 г. тремя независимыми организациями, тогда же начали вести мониторинг состояния трещины.

Работы по монтажу конструкций лесов не раз прерывались на месяц, снова и снова под контролем Комитета ГИОП и Управления Государственной вневедомственной экспертизы (УГВЭ) проводились дополнительные расчеты, которые подтвердили, что сама конструкция лесов не угрожает шпилю и собору в целом.

В конце 2001 г., учитывая предписание УГВЭ, а также выступления в СМИ о «возникшей угрозе собору», ЗАО «Акме-дек» заключило договор с ЗАО «ЭРКОН» – одной из фирм, проверявших проект, – на комплексное обследование основных несущих конструкций собора (стены и своды), включая фундаменты и основания. Результаты проведенных обследований и расчетов показали, что смонтированные леса не оказывают «разрушающего» воздействия на собор. Доказано, что имеющиеся трещины обусловлены конструкцией фундаментов, а также действием ветровых нагрузок.

В ходе возведения лесов специалисты ЗАО «Акме-дек» заметили, что «Ангел» на шпиле поворачивается с большим трудом, реагируя только на очень сильные порывы ветра. Для выяснения характера дефектов поворотного механизма флюгера и одновременной проверки состояния облицовки «Ангела» появилась необходимость увеличения высоты лесов, как минимум, еще на 20 м, то есть с ранее запланированной отметки 106,4 м до отметки 125 м.

Расчеты, выполненные главным инженером проекта доктором технических наук, профессором В. П. Ильиным и проверенные ЗАО «ЭРКОН», показали, что выполнив ряд мероприятий, высоту конструкций лесов можно увеличить до точки, на которой находится флюгер «Ангел». Казалось, что можно было приступать к демонтажу «Ангела», однако даже когда выяснилась причина отказа поворотного механизма (разрушение двух подшипников), решение о демонтаже флюгера принималось со скрипом.

После демонтажа флюгера и креста, а также расчистки медной облицовки от старой позолоты и грунтов специалисты ЗАО «Акме-дек» выявили серьезные дефекты: нанесенная 6 лет назад позолота начинает отслаиваться, расслоение меди, трещины и дыры в обшивке флюгера и креста. Правда, специалисты, проводившие обследование состояния позолоты, назвали несколько причин её отслоения: или нарушение технологии золочения при реставрации в 1996 г., или применение некачественных лаков для покрытия позолоты, или вредное воздействие сегодняшней окружающей среды.

Учитывая, что предстояло не только золотить, но и лечить «Ангела», ЗАО «Акме-дек» привлекло ряд фирм для предварительного обследования поворотных механизмов флюгера и разработки предложений по восстановлению его работоспособности. Из предложенных вариантов, рассмотренных с участием Заказчика – ФГУ «Северо-Западная Дирекция Госстроя России» и КГИОП, – выбор пал на решение, которое предложил В. Г. Гиммельман, главный конструктор ФГП «Конструкторское бюро специального машиностроения» («КБСМ»), поскольку этот вариант при минимальном вмешательстве в существующую схему обеспечивал длительную работоспособность поворотного механизма без эксплуатационного обслуживания. Решением этой задачи занимались специалисты не только «КБСМ», но и ФГУП «ЦНИИ Материалов», которые провели анализ исторических материалов и осуществили подбор современных. К настоящему времени проведены контрольные испытания новых поворотных механизмов, в процессе которых было выявлено, что свинцовый противовес, установленный в 1996 г. для уменьшения действующих на спицу нагрузок, легче, чем нужно, на 90 кг.

Тем временем специалисты ЗАО «Акме-дек» ведут подготовку медной облицовки флюгера и креста к золочению: запаивают дыры и трещины, производят омеднение участков пайки и трещин по разработанной и утвержденной в КГИОП методике. Параллельно с этим проводятся испытания копий новых поворотных механизмов.

Специалисты ЗАО «Акме-дек» уверены, что к 300-летию Санкт-Петербурга удастся завершить реставрацию символа города и, благодаря усилиям всех участников этого сложного проекта, «Ангел» вновь будет благословлять наш город.

 





   
 
На главную | О фирме | Объекты | Мастерская | Публикации | Хартия -64
 

ЗАО "Акме-дек"
191119 Санкт-Петербург, ул. Правды, дом 22
Телефон/факс (812) 764-41-64, 315-38-95, 713-35-36
E-mail: info@akme.ru